Мои воспитанники — это причина, по которой я смеюсь, улыбаюсь и хочу вставать каждое утро.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №35» г. Воркуты
Блок IV.ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ | |
1. «УМЕЮ — НЕ УМЕЮ» Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства. Оборудование: мяч. Содержание: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например, «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
| 2. «КРЫЛЬЯ». Ведущий просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают свои фантазии группе.
|
3. «ГЕРОЙ И ЕГО ПОДВИГ». Педагог спрашивает детей, кто такой герой, кого можно назвать героем, какие подвиги совершают герои. Затем дети играют в героев. Один из детей идет спасать детский сад от злого волшебника. Для этого он сначала сражается со злым говорящим лесом, со злой горой, потом побеждает и самого волшебника (ведущий помогает проиграть ситуацию подвига). После этого на роль героя выбираются другие дети. «Рисунок героя». Ведущий обсуждает с детьми, кого можно считать героем. Затем дети рисуют портрет человека, который, по их мнению, является героем. | 4. «СКАЖИ ДОБРЫЕ СЛОВА» Цель: способствовать повышению самооценки детей. Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —… (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.
|
5. «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Цель: формирование уверенности в себе, снятие тревожности. Описание. Детям предлагаются предложения, которые нужно закончить: «Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…»
| 6. «СМЕНА РИТМОВ» для тревожных детей игра на формирование уверенности в себе и чувства доверия Описание. Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. |
7. «Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки)» Цели: содействовать проявлению истинных чувств детей; предоставить детям возможность получения опыта «плохого ребенка». Выбирается ребенок на роль водящего. Он должен изобразить один день из жизни плохого мальчика (девочки): он спит (ложится на стулья), просыпается, идет в садик/школу, возвращается, играет, ложится спать и т.п. Ведущий и остальные участники при этом помогают наполнить каждый временной отрезок своим содержанием, играют роли плохих мамы, учительницы, папы и т.п. (по необходимости), стимулируя при этом проявление агрессии со стороны ребенка (осуждают его, наказывают и т.п.). После того как ситуация проиграна, тот же ребенок изображает один день из жизни хорошего мальчика (девочки), соответственно остальные дети подыгрывают ему, изображая любящих его маму, папу, учительницу и т. п. | 8. «КОНКУРС ХВАСТУНОВ» Цель ♦ способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств. Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я – красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т. п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.
|
9. «ИНТЕРВЬЮ» Цель: способствовать повышению самооценки детей. Ребенок-водящий становится Взрослым. Он встает на стул, ведущий помогает ему принять взрослую позу, соответствующее выражение лица. Затем ведущий становится «корреспондентом газеты или журнала» и берет у ребенка интервью, в котором расспрашивает его о работе, семье, детях и т. п. | 10. «ЧТО Я ЛЮБЛЮ?» Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе. Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать…»
|
11. «РИСУНОК ИМЕНИ» Цель: содействовать повышению самоуважения детей. Взрослый просит детей представить, что они уже выросли и стали кто-то известным мореплавателем, кто-то врачом, может быть, знаменитым ученым или писателем. Решено выпустить красивый альбом в честь каждого. На этом альбоме должно быть на писано имя знаменитости, украшают его интересные рисунки. Каждый из детей с помощью взрослого придумывает, какие рисунки могут быть помещены в альбоме рядом с его именем, описывает их устно, а затем на листе бумаги пишет красиво свое имя и рисует задуманное. (Если дети не умеют писать, им помогает взрослый.)
| 12. «ПЛАНЕТЫ» Цель: предоставить детям возможность отреагировать агрессивные чувства и способствовать развитию у них навыка самоконтроля. Детям предлагается путешествие по различным планетам, каким – они должны придумать сами. Взрослый раскладывает на столе вырезанные из бумаги круги разного размера – планеты – и просит детей придумать им названия и представить себе людей, которые на этих планетах будут жить. Далее дети вместе со взрослым путешествуют по планетам, взаимодействуют с существами, которые их населяют. Каждый из детей является хозяином одной планеты. Он определяет характер ее обитателей, основные конфликты на планете и т. п. Когда все дети «прибывают» на его планету, он играет роль местных жителей, которые либо вступают в контакт с гостями, либо конфликтуют с ними, к примеру, заставляя все время учиться или работать, и т. п.
|
13. «Я — РАЗНЫЙ» Для проведения данной игры потребуется лист бумаги, разделенный на три части, цветные карандаши. Предложите ребенку нарисовать себя в трех рисунках: какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет). После рисования можно обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.
| 14. «ШАГИ ПРАВДЫ» Цель ♦ способствовать повышению рефлексии детей. Ведущий заранее вырезает из бумаги следы и выкладывает их на полу – от одной стены до другой. Один из детей становится водящим. Обращаясь к нему, взрослый называет какое-нибудь качество, которое, как он считает, тому присуще. Если ребенок соглашается с этим, то он делает по следам шаг вперед. Если нет, то остается на месте. Надо стремиться к тому, чтобы пройти по следам весь путь, оставаясь при этом честным. |
15. «КНИГА МОИХ ПОДВИГОВ» Цель: содействовать повышению самооценки детей. Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг – побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.
| 16. «Царевна Несмеяна» (или «Грустный принц»)Цель: повышения самооценки, помощи застенчивым детям. Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями. |
17. «ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей. Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть. | |
18. «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ» Цель игры: научить замечать в других и в себе положительные качества для повышения самооценки. Ход игры. Покажите детям очки и расскажите, что они волшебные. Если их надеть, то сразу увидишь в человеке много хорошего, даже то, что он старается не показывать. Примерьте очки и поделитесь, какими вы всех видите красивыми, умными, веселыми! Подойдите к каждому ребенку и скажите о нем хорошее: «Витя хорошо рисует», «У Кати красивая коса», «Олеся знает много загадок» и т. д. Затем предложите детям примерить очки и рассказать о достоинствах других. Описание качеств у ребят могут повторяться, но желательно помочь им находить новые достоинства в товарищах. | 19. «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? » Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.
|
20. «КНИГА МОИХ ПОДВИГОВ» Цель: содействовать повышению самооценки детей. Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг – побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них. | 21. «АПЛОДИСМЕНТЫ» Педагог говорит: — Все постарались, и у нас получилась замечательная фотография! Вы видели, как зрители приветствуют артистов? Я думаю, что все мы сегодня тоже заслужили аплодисменты. Сейчас мы сделаем сцену (психолог ставит стул), и все, кто на ней окажутся, получат аплодисменты. Дети поочередно влезают на стул, остальные участники аплодируют. Психолог помогает детям, показывая пример громкими аплодисментами и восклицаниями «Браво!», «Бис!». |
22. «ХОР ЗВЕРЕЙ» Дети встают полукругом напротив педагога. Педагог раздает детям картинки с изображением животных и говорит: — Давайте покажем выступление звериного хора. Посмотрите, какое животное изображено на вашей картинке. Вспомните, какие звуки оно издает… А теперь начнем наш концерт. Я буду дирижировать. Издавать звуки будет тот певец, на которого я покажу. Закончить упражнение можно «хоровым пением». Примечание. Упражнение можно усложнить следующим образом: если «дирижер» поднял руку вверх, то «петь» надо громко, если опустил вниз — тихо.
| 23. «ЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ» Педагог раздает детям части предметных картинок и предлагает по ним найти себе пару. Дети садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника. Педагог говорит: — Один из вас — железная, крепкая, неподвижная дверь… Кто из вас будет «дверью»?.. Держите свои ладошки очень крепко! А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три!.. Через минуту дети меняются ролями. По окончании упражнения педагог выясняет у детей, что понравилось больше — быть «дверью» или «открывать» ее. |
24. «ДЕРЕВО» Педагог говорит: — Лежало в земле маленькое семечко (дети сидят на корточках, обхватив руками колени). Земля пропиталась водой, и семечко стало набухать (медленно разводят руки в стороны, распрямляют спину). Вот оно лопнуло, и появился маленький росток (складывают ладошки вместе, поднимают их вверх). Росток пробил землю (вытягивают руки со сложенными вместе ладошками вверх) и начал расти, устремляясь к солнцу (встают, высоко подняв руки со сложенными вместе ладошками). Выросло большое дерево (тянутся) с сильными корнями, крепким стволом (напрягают ноги и туловище), расправило свои ветки (разводят руки в стороны). Распустились на ветках почки (растопыривают пальцы). Вдруг налетел сильный ветер, дерево согнулось (нагибаются, свесив вниз руки). Но вот вновь выглянуло солнце, дерево расправило свои ветви и потянулось вверх, к солнышку (распрямляют спину, поднимают руки, встают на носочки, тянутся вверх). Примечание. При первом проведении упражнения дети повторяют движения за педагогом. Далее психолог только следит за процессом напряжения и расслабления. | 25. «СЕКРЕТНОЕ ЧИСЛО» Все встают в круг. Педагог говорит: — Ребята, а вы умеете считать?.. Сейчас мы будем по очереди называть числа от одного до шести. Но есть одно правило: нельзя называть число «четыре». Тот, кому оно достанется, присядет (подпрыгнет, хлопнет в ладоши и т.д.), а следующий участник продолжит счет.
|
26. «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ» Педагог:«У меня веселый мяч. Он умеет смеяться. Когда с ним играет девочка, он смеется: «Ха-ха-ха» (с дети повторяют); когда в него играет мальчик, он смеется «Хи-хи-хи» (дети повторяют); когда падает, то говорит «Ах-ох»». — Я буду бросать вам мяч, вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мне. Если мяч упадет, все скажут «Ах-ох». Игра проводится в достаточно быстром темпе. В ней должны принять участие все дети. Затем девочки и мальчики меняются ролями, и игра повторяется. | 27. «Я МОГУ!» Цель: способствовать развитию самоуважения детей. Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например, «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п. |
28. УПРАЖНЕНИЕ «ОДНАЖДЫ…» Все садятся в круг на ковер. Педагог говорит: — Однажды один мальчик сказал: «Как страшно!» Как вы думаете, чего боялся мальчик?.. Однажды мальчик проснулся и сказал маме: «Я видел очень плохой сон». Расскажите, какой сон увидел мальчик. Дети высказывают свои предположения. Психолог спрашивает: — А вам когда-нибудь снились страшные сны?.. Вы боитесь чего-нибудь?.. Дети по желанию рассказывают о своих страхах. Примечание. Высказывания детей могут быть использованы для выявления у них страхов. | 29. «ЧТОБ НЕ ОБИЖАТЬСЯ, НАДО РАССЛАБЛЯТЬСЯ». Ведущий говорит детям о том, что иногда от обиды хочется плакать. А чтобы не плакать, нужно научиться расслабляться. Детям демонстрируется мягкая игрушка, они ее трогают, проверяют, действительно ли она мягкая, а затем стараются стать такими же мягкими сами. Далее ведущий нескольким ребятам по очереди говорит «обидные» слова, а остальные проверяют сохранение ими расслабленного состояния. |
30. ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ» «Ребята представьте, что мы все с вами оказались на судне корабля, плывем путешествовать в неизведанные страны. Каждый из вас сейчас, назовем свое имя и немного расскажет о себе». | 31. «Счастливый сон». Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают, если счастливый сон им еще не приснился. Затем рассказывают его группе и рисуют. |
© 2021-кузнецова.мбдоу35.рф