Мои воспитанники — это причина, по которой я смеюсь, улыбаюсь и хочу вставать каждое утро.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №35» г. Воркуты
1. «СМЕШНАЯ ИГРА» Содержание: Каждый игрок выбирает себе какое-либо имя: Винтик, Веник, Колбаска, Ежик и т. п. Ведущий подходит поочередно к каждому игроку и задает вопросы. Отвечая на них, следует повторять только «свое имя». Отвечать надо быстро, не задумываясь. Главное правило — игрок, отвечающий на вопросы должен быть серьезен. Водящий подходит к игроку и предупреждает: Кто улыбается, Тот попадается! Кто смеется, Тому плохо придется! После этого он спрашивает: — Кто ты? -Я-веник. — А что ты ел сегодня на завтрак? — Веник — А что ты носишь в кармане? -Веник. Если опрашиваемый допустит ошибку или засмеется, то он выбывает из игры, а ведущий «допрашивает» следующего игрока. | |
2. «УЛИТКА» Цель: научиться контролировать свои движения. Содержание: Педагог встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы —улитки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы улитки и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Педагог следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию. У улитки день рожденья Есть какао и варенье. Да вот тортик не готов! Здесь не надо тратить слов. Гости медленно идут. И подарки ей несут. Все идут без остановки. Но не надо тут сноровки. Кто придёт позднее всех, Вот того и ждёт успех! | |
3. «ЧУЖИЕ КОЛЕНИ ИЛИ ЛАДОШКИ». Цель: развитие концентрации внимания, сосредоточенности, взаимоконтроля деятельности. Содержание: Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую — на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка | |
4. «ПУТАНИЦА» Цель: игра поддерживает групповое единство. Содержание: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.
«МОНЕТКА» игра на сотрудничество Цель: чувство групповой сплоченности, развивает навыки самоконтроля. Описание. Сидящие в круге дети передают друг другу монеты. В это время водящий сидит спиной к кругу. Через некоторое время он говорит: «Я иду!». Сидящие в круге сжимают руки в кулаки и вытягивают их в круг. Водящий должен угадать у кого в кулаке монеты.
| 5. «Хитрая лиса» Цель: упражнение направлено на развитие внимания, группового единства Содержание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса — не выдает ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Где ты, хитрая лиса?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Играющие снова образуют круг, и игра повторяется. |
6. «ЛИСТОЧЕК ПАДАЕТ» Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Инструкция: Ведущий поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги —дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
| 7. «ПОДАРИ ПОДАРОК ДРУГУ». Дети бросают друг другу мячик и называют подарки, которые они подарили бы, если бы
|
8. «Как волк дружить научился». Педагог рассказываетсказку, а дети по ходу рассказа ее инсценируют. «Жил-былзлой волк. Он всех кусал, игрушки отнимал. Нравилось емубыть злым. То обругает кого-то, то толкнет и убежит. Надоело это зверям. Хотели они его побить, но мудрый орел сказал: «Давайте лучше уйдем от волка». Ушли звери. Волк сначала обрадовался, а потом загрустил, заскучал. Стал он зватьзверей: «Идите ко мне, не буду кусаться, ругаться, драться, атолько защищать всех буду». Поверили звери волку и вернулись. Только лиса все равно говорила: «Плохой волк, плохойволк». А тут как раз охотники в лес пришли за лисой охотиться. А волк их отогнал. И тогда и лиса, и все звери как закричат: «Какой волк смелый, какой волк хороший!»». | 9.«Миша рассердился». Ведущий рассказывает детям о мальчике Мише, который рассердился на кого-то за что-то, ипросит детей сначала показать, как будет выглядеть сердитый Миша, сердито произнести Мишины слова: «Отойди от меня», попробовать догадаться, почему же рассердился Миша. Далее обсуждается, было ли рассерженному Мише весело или грустно, можно ли его за что-либо пожалеть. Можно предложить одному из детей «превратиться» в Мишу, а остальным различными способами пожалеть его.
|
«Какие чувства мешают дружить». Педагог говорит детям, что у каждого человека есть свое любимое чувство. Кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злится, кто-то завидует. Кто-то всегда боится, а кто-то всех любит. Ведущий предлагает детям подумать, какие чувства помогают дружить, а какие — мешают. «Сердитый мальчик—веселая девочка». Ведущий на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую девочку. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему. «Цветок дружбы». Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» — ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку — он «семечко». Педагог поглаживает его — «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на головку водой — поливает. «Семечко начинает расти» — ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой». | |
10. «ТРОПИНКА».Цель: Стимуляция образного двигательного представления и воображения, создание положительного эмоционального фона. Ход игры. Дети выстраиваются в затылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. Начали. «Спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, травка… Птицы поют. Вдруг на пути появились лужи… Одна… Вторая… Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идем по тропинке. Появились кочки, прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Перешли кочки, снова идем спокойно. Перед нами овраг, через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно идем! Ух, наконец перешли, снова идем. Что это? Тропинка вдруг стала липкой и мокрой от раскисшей глины. Еле-еле отдираем ноги от земли… Идем с трудом. Вновь стала хорошая дорога. Идем спокойно. А теперь через тропинку упало дерево. Ветки во все стороны!.. Пролезаем через упавшее дерево. Идем спокойно по тропинке… Хорошо вокруг! Вот и пришли, молодцы!» | 11. «Мама рассердилась». Педагог говорит детям, что взрослые тоже иногда сердятся, потом сами сильно от этого огорчаются, поэтому им нужно помогать избавляться от «сердиток». Далее один ребенок играет роль мамы, которая рассердилась. На что она рассердилась, он придумывает сам. Остальные по очереди играют роль ребенка, который пытается «снять сердитки с мамы». В конце игры дети хором проговаривают: «Чтоб сердиться мама перестала, я ей слово доброе сказала, а потом сердечно приласкала».
|
12. «ТОЛКАЛКИ» Цель:научить детей контролировать свои движения. Описание. Педагог: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: “Стоп”». | 13. «ЭСТАФЕТА ДРУЖБЫ». Цель: снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Описание. Дети должны взяться за руки и передавать рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет Мысленная картинка» на тему «Дружба». «Я хочу с тобой подружиться». Выбирается водящий, который произносит слова «Я хочу подружиться с …», а даль |
14. «ПОПРОСИ ИГРУШКУ Цель: обучить детей эффективным способам общения. Описание. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». | 15.«Злая Черная Рука». Детям рассказывают сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, то есть всем причиняла боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее они обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их руки были похожи на Черные (ситуации драки). В результате обсуждения делается вывод, что Черную Руку никому не хочется иметь. «Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку». По команде ведущего «Злая, злая, злая…» каждый ребенок своей рукой изображает Злую Черную Руку. По команде «Добрая рука» быстро снимают напряжение и изображают добрую и ласковую руку. |
16. «ПОМОГИ» игра, воспитывающая сочувствие к другим Цель: развитие осознания того, как можно помочь человеку, которому грустно, плохо, понимание того, что конкретно для этого человека можно сделать. Описание. Детям зачитываются ситуации, которые дети должны разобрать и что-то посоветовать. | 17.«Кто больше знает обзывалок». Педагог предлагает вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спрашивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзывают друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употребляются как ответные реакции «Ты —…» — <<А ты — …».
|
18. «СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ» Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Содержание: Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др. | 19. «Встаньте все те кто…» Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства. Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто … — любит бегать,- радуется хорошей погоде, — имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: — Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
|
20. «Три подвига мальчика» Цель ♦ формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим. Ведущий рассказывает историю о мальчике, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на мальчика и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой мальчик сможет только тогда, когда совершит три подвига, очень трудных и опасных. Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как мальчик избавил город от громадного злого дракона или спас маленькую девочку от беспощадного бандита. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу по дороге к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии. | 21. «Почему подрались мальчики» Цель ♦ развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения. Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.
«Чудо-дерево». Ведущий просит детей закрыть глаза и представить, что они находятся в волшебной стране, долго бродят по ней и наконец встречаются с Чудо-деревом. У него можно попросить все, что угодно, но взамен ему следует подарить что-нибудь очень ценное для себя, ведь Чудо-дереву нужно пополнять свои запасы. Далее дети открывают глаза и рассказывают, что ценное они могли бы отдать и что хотелось бы попросить. |
22. «Я могу защитить…» Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить…, потому что…». | 23. «Ваню в школу провожать — надо нам поколдовать». Один ребенок садится на корточки в центр круга. Остальные обращают к нему свои ладошки и проговаривают: «(Имя ребенка) в школу провожать — надо нам поколдовать». Далее каждый из них сообщает, что наколдовывает этому ребенку: хорошо учиться, справляться с трудностями, добрую учительницу, веселого соседа по парте и т.п. Такое колдовство повторяется с каждым участником. |
24. «РИСУНОК НА СПИНЕ» Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. | 25. «ВОПРОС – ОТВЕТ»Цель:развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. |
26. «Полоса препятствий». По комнате разбрасываются вещи (игрушки), расставляются стулья и т.д. Один ребенок закрывает глаза, а другой руководит его действиями, говоря ему, куда идти. Задача — добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев препятствия. Даются четкие инструкции. Например: «Сделай два шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, возьми еще правее (повернись еще больше направо) и т.д.». | «СТРОИМ ДОМ» Педагог говорит, что сегодня они пришли на стройку. Дом строят две бригады строителей. Они соревнуются, кто первый построит свой дом. Дети делятся на две команды и становятся шеренгами друг напротив друга. В конце каждой шеренги лежит деревянный конструктор. По команде взрослого: «Внимание. Марш!» дети начинают передавать друг другу по цепочке деревянные детали. Тот из детей, кто стоит в начале своей шеренги и успел первым сложить свой дом, приносит команде победу. |
«УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ?». Цели:развивать фонематический слух, внимание и слуховую память детей. Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен. | Ни звука! Передавайте друг другу колокольчик так, чтобы он не зазвонил. Покажите ребенку, как это нужно делать – очень бережно и тихо. Если он захочет, пусть зазвонит в колокольчик и внимательно послушает, как тот звучит. Если детей много, сядьте в тесный круг. Сначала передавайте колокольчик соседу, а затем тому, кто сидит дальше от вас. Хорошо, если для этого нужно будет встать и подойти к кому-то. Главное условие – не нарушать тишину. |
«Общее настроение» Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника. 1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: «Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д.» Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено. 2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2—3 раза подряд. 3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости… На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние. |
|
© 2021-кузнецова.мбдоу35.рф