Мои воспитанники  — это причина, по которой я смеюсь, улыбаюсь и хочу вставать каждое утро.

Место работы: МБДОУ «Детский сад №35» г. Воркуты

Воспитание полезных привычек

О воспитании  полезных привычек.

С детских лет необходимо научить ребенка:

Быть вежливым. Элементарные широко употребляемые слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуй», «до свидания», «извините» должны быть у ребенка на слуху с самого рождения. Мы, даже не объясняя смысл, закладываем в его сознание элементы коммуникабельности. Вежливое обращение, слова благодарности, заложенные в детстве, во взрослой жизни помогут ребенку адаптироваться в любом обществе и в любой ситуации.

Уметь знакомиться. Начиная с детского сада нужно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

Уметь говорить «нет». Родители часто удивляются, почему их такие хорошие домашние дети легко попадают под влияние улицы, а также других «не очень хороших» детей. Чтобы этого не случалось, необходимо воспитывать в них характер и волю, и умение говорить «нет» всему негативному.

Соблюдать гигиену. С юных лет необходимо приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены. Опрятный внешний вид, порядок в игрушках и одежде — все это формирует в ребенке аккуратность и положительные привычки.

Быть пунктуальным. С медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, к врачу.

Доводить дело до конца. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы. Это качество необходимо развивать, ведь в будущем ребенку предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню.

Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма. Пока дети еще маленькие необходимо повторять их сотни раз: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, аккуратно обращаться с огнем, не разговаривать с незнакомыми людьми и т.д.

Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое необходимо и в школе, и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.

Содержать вещи в порядке. Необходимо сначала приучить ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из садика. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол.

Знать, что такое личное пространство и личные вещи. Научите ребенка соблюдать дистанцию и уважать личное пространство – как свое, так и чужое. Важно, чтобы и родители, сами соблюдали границы друг друга: («Мама отдыхает, поэтому МЫ не шумим», «Папа работает, не ходи в его комнату»). Так родители соблюдают пространство друг друга, и ребенок учится у них. Также важно объяснить, что есть мамины вещи, есть вещи папы, которые трогать нельзя, есть вещи других детей, а есть твои собственные. И если ты хочешь взять чужое, то необходимо спросить разрешения. Да, будет непросто, но это объяснять необходимо, чтобы ваш ребенок не стал эгоистом, у которого есть только его вещи и его желания.

Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

Заботиться о близких, уметь сострадать. Эти знания закладываются уже в самом раннем возрасте. Малыш должен осознавать, что кому–то в данный момент требуется его внимание, забота, участие, помощь. Не потому, что оказав какое–то содействие, он получит взамен награду в виде конфеты, а потому, что мы люди и должны помогать друг другу.

Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

Выступать на публике. Детские утренники – это первый опыт публичных выступлений. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, необходимо поощрять выступления, подбадривать, радоваться вместе с ним и настраивать на успех.

Понимать природу денег. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. В магазине малыш превращается в маленького монстрика, который останавливается возле каждой полки и кричит: «Купи!» Перед походом в магазин разделите деньги на небольшие кучки, объясните, на что взята каждая конкретная сумма: «это на молоко, это на хлеб, а вот это на шоколадку». Не берите лишнего, приучайте ребенка к рациональности.

Верить в лучшее. Чтобы ребенок в будущем был успешным, необходимо вселять в него уверенность, настраивать на лучшее, верить в него и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

Уметь признавать свои ошибки.

Как непросто порой сказать «прости» даже взрослому человеку, а тут — малыш. Да, обидел девочку, ну и что? Он не понимает, что его действия кому–то могут причинить боль или обиду. Он сделал и забыл.

Нельзя идти на поводу у ребенка, если вы видите, что тот был не прав.

Нужно формировать основные нормы морали — хорошо–плохо, можно–нельзя.  Ребенок сам должен учиться анализировать ситуацию и в последствие либо не допускать подобных ошибок, либо уметь.  признавать свою неправоту и просить

© 2021-кузнецова.мбдоу35.рф